Удерживать внимание аудитории во время публичных выступлений сложно, даже если вы подготовили хороший материал. Важен не только текст, но и то, как его преподнести. Самуэль Хайакава предлагает воспользоваться «лестницей абстракции» — инструментом, который сделает вашу речь завлекающей и интересной. В статье подробно расскажем про прием и дадим советы, как применять его на практике.
суть метода
Прием заключается в том, чтобы в речи чередовать фактические и отвлеченные понятия. О любом явлении или вещи можно говорить конкретно и детально, а затем всё более абстрактно. Или двигаться наоборот, от общего к частному.
Самуэль Хайакава объясняет методику на примере коровы. Ее получится описать предметно — это животное, рогатый скот, кличка Бесси. Дальше перейти на внешние качества: она белая в черную крапинку, есть рога. Постепенно поднимаемся по «лестнице абстракции» — теперь скажем не о конкретной корове, а о домашних животных вообще. Затем о фермерском хозяйстве, имуществе и завершим рассказ на самой вершине — на теме богатства. Можно рассмотреть пример с другой стороны: спуститься от понятия денег и недвижимости к конкретной корове по кличке Бесси.
Если во время выступления долго находиться на одной ступени, публика заскучает. Например, при рассказе об успехах отдела. Сотрудники быстро потеряют суть, пока докладчик будет излагать только конкретные факты, цифры и статистические данные. А если перейти на сплошную абстракцию: рассказать про стремления коллег, работу над общим делом и сплоченность команды, — покажется, будто речь обо всём и ни о чем. Старайтесь не задерживаться долго на одной ступени, а соблюдайте баланс.
Вот три совета, как применять «лестницу абстракции».
Во время выступления не задерживайтесь на нижних или верхних ступенях: переходите от частного к общему и наоборот. Можно начать с абстрактных понятий, чтобы завладеть вниманием аудитории. Например, обобщите цели компании: расскажите о стремлении стать лидерами в своей сфере и кратно вырасти в доходах. Так вы постепенно погрузите слушателей в тему доклада.
Важно не оставаться долго на верхних ступенях, иначе аудитория вскоре заскучает. Задайте себе вопрос «Как?» — чтобы ответить, придется спуститься к частному и рассказать о конкретных изменениях, которые вы планируете внедрить. Например, после того как заявите о желании увеличить доходы и обойти конкурентов, поделитесь фактами: нынешними показателями и тем, какие шаги вы предлагаете, чтобы улучшить ситуацию.
Выступление может начинаться и с конкретики. Например, обозначьте, какую прибыль планируете получить в следующем квартале, и расскажите, какие цели ставит перед собой каждый отдел. Затем спросите себя «Почему?». Самое время начать подъем по «лестнице абстракции»: обобщите детали, расширьте контекст и подведите итоги для каждого пункта вашей презентации.
Когда перечислите показатели и другие цифры, продемонстрируйте, как достижение успеха конкретной команды поможет развиваться всей компании. Например: если отдел маркетинга привлечет к сотрудничеству известных блогеров, это сделает бренд узнаваемым в медиапространстве и повысит доход организации.
Менять ступени можно как в рамках всего выступления, так и в соседних предложениях. Например: «Мы перевыполнили KPI*KPI (англ. Key Performance Indicators) — это ключевые показатели эффективности, которые выражены в точных числах или процентах. Они показывают результативность действий., потому что много трудились, верили в свой продукт и оптимизировали процессы. В итоге прирост аудитории журнала составил не 10, а 15%». «Много трудились и верили в продукт» — это верхушка лестницы, оптимизация — средние ступени, а конкретные цифры — нижние.
Добавляйте в речь примеры, используйте видео, фото, схемы и таблицы, чтобы наглядно донести свою мысль на любой ступени. Если уместно, вставляйте в речь шутки и реальные истории — так получится оживить выступление и дольше удерживать внимание людей.
Например, во время рассказа о том, как продвигаете свой товар в соцсетях, не говорите лишь о цифрах: коэффициенте вовлеченности, числе конверсий и динамике прироста подписчиков. Добавьте в презентацию примеры постов с самыми большими охватами. Наглядно поясните, почему именно они вызвали ажиотаж и какие приемы вы для этого использовали. Или зачитайте забавные комментарии на ваши публикации и расскажите, как SMM-менеджеры на них отвечали.
Например, во время рассказа о том, как продвигаете свой товар в соцсетях, не говорите лишь о цифрах: коэффициенте вовлеченности, числе конверсий и динамике прироста подписчиков. Добавьте в презентацию примеры постов с самыми большими охватами. Наглядно поясните, почему именно они вызвали ажиотаж и какие приемы вы для этого использовали. Или зачитайте забавные комментарии на ваши публикации и расскажите, как SMM-менеджеры на них отвечали.
Стоит не только подробно расписать речь выступления, но и посмотреть на нее взглядом слушателя. Следите, чтобы за конкретными фактами шло обобщение, краткое резюме и пояснения. А все абстрактные понятия завершались наглядными показателями.
Стоит не только перечитать текст про себя, но и произнести его вслух, чтобы понять, как расставить акценты голосом и где добавить паузы. Возможность почувствовать себя оратором на сцене будет в лектории проекта Rakurs. В доме планируется создать пространство, где можно отточить навыки выступления перед публикой и проверить, интересно ли людям вас слушать.
Еще получится вдохновиться речью профессиональных ораторов, которых пригласят выступить в лектории. Вы сможете проследить, как специалист передвигается по «лестнице абстракции» и какие приемы для этого использует.
Те, кто пока не готов выйти на подмостки, смогут позаниматься с репетитором по речи. В проекте Rakurs есть возможность разместиться в зоне коворкинга и в спокойной атмосфере прокачать свои коммуникативные навыки.
В пространстве для учебы и работы разместят удобные диваны, кресла, столы и стулья, чтобы для каждого нашлось подходящее место
Дом бизнес-класса возведут уже в 2028 году в районе Щукино, где находятся Курчатовский институт и другие НИИ, — это интеллектуальная среда с учеными, творческими людьми и интеллигентами.
«Лестница абстракции» — универсальный инструмент, который поможет в устной и письменной речи. С его помощью вы сделаете ваши выступления структурными, интересными и запоминающимися. Прием получится использовать и в обычной жизни, когда вы рассказываете истории, проходите собеседования или пишете материалы.
Узнайте больше о новом домев районе науки и образования
светаРасскажем, как на нас влияет свет и почему естественное освещение лучше искусственного
на ростРасскажем, как прокачивать свои способности и помогать ребенку развиваться в любой сфере
прогулокПростая инструкция, как гулять правильно